Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Руководители кадровых служб несут ответственность за эффективность реализации всех кадровых процессов в организации, за обеспечение качественного планирования персонала, удовлетворение потребности всех структурных подразделений в работниках, уровень знаний, навыков, опыта и мотивационная заинтересованность который максимально соответствует целям и задачам развития предприятия.
Для предприятий воздушного транспорта кадровые службы играют огромное значение, так как на них возложена задача подбирать персонал соответствующий высоким требованиям и развивать его. Абсолютно очевидно, обеспечение работы таких компаний требует особого подхода к организации процедур оценки и подготовки, а также использованию четких регламентов работы с персоналом. Переход на новый этап жизненного цикла компании определяет новые требования и новые методы управления кадрами. Именно на кадровые службы, как правило, возлагаются эти задачи, что обуславливает актуальность данного исследования.
Степень изученности данной темы достаточно высокая, что обусловлено интересом к ней со стороны разных исследователей в области кадрового менеджмента, таких как Аверин А.Н., Погодина Г.А., Травин В.В., Цветаев В.М., Шекшня Я.В. и других. Тем не менее, особенности формирования и развития кадровых служб для предприятий воздушного транспорта не нашли отражения в данных исследованиях и этот пробел нужно восполнить.
Цель данной курсовой работы – провести анализ сущности и функций маркетинга и маркетингового управления в кадровом менеджменте на примере конкретного предприятия.
Задачи исследования:
- рассмотреть специфику маркетинговой деятельности в кадровом менеджменте;
- определить содержание и особенности маркетинга и маркетингового управления в кадровом менеджменте;
- представить общую характеристику и провести анализ деятельности кадровой службы ООО «Smartavia»
- провести исследование направлений реализации применения функций маркетинга и маркетингового управления в кадровом менеджменте ООО «Smartavia»;
- разработать план управленческих мероприятий по совершенствованию маркетинга персонала в организации;
- представить обоснование социально-экономической эффективности управленческих мероприятий по совершенствованию маркетинга персонала организации.
Предмет исследования – маркетинг в кадровой деятельности.
Объект исследования – ООО «Smartavia».
Методология данного исследования представлена методами анализа и синтезу, дедукции и индукции, системного анализа, комплексного подхода, сравнительного анализа, прогнозирования и моделирования.
Структура работы обусловлена ее сложностью и представлена тремя главами и шестью параграфами, заключением, списком использованной литературы.
1. Теоретические основы маркетинга и маркетингового управления в кадровом менеджменте
1.1 Специфика маркетинговой деятельности в кадровом менеджменте
Суть маркетинговой деятельности в кадровом менеджменте заключается в том, что отношения компании и работников строятся на тех же основаниях, что отношения компании с клиентами. Руководство «предлагает» особый продукт — должность с ее специфическими правами и обязанностями. Работник «покупает» этот продукт, «оплачивая» его своим трудом. Соответственно, ориентация на клиента — основа традиционного понимания маркетинга — дополняется ориентацией на «внутреннего потребителя» — сотрудника .
Кадровый менеджмент должен быть направлен, прежде всего, на оптимизацию работы персонала и полноценное обеспечение компании всеми необходимыми кадровыми ресурсами (как количественно, так и качественно).
Маркетинг является основой данной деятельности, так как интегрируется во все функции кадрового менеджмента и делает их более эффективными.
Прежде всего, кадровому менеджменту необходима информацию о потребностях имеющегося персонала, а также о том, что думают кандидаты на рынке труда о работе в компании, является ли компания для них привлекательной. Все это составляет основу формирования hr-бренда организации. Именно поэтому маркетинг ориентирован на укрепление позиций бренда и обогащения его hr-составляющей, формирование соответствующего положительного имиджа на рынке труда.
Кадровый менеджмент активно применяет маркетинговую методологию: опросы кандидатов и персонала, исследование рынка труда, оценка конкурентов – предприятий, оценка лояльности персонала и многие другие. Такая интеграция методов и технологий из маркетинга в менеджмент делает компанию еще более эффективной и способной решать поставленные задачи, обеспечивать свою устойчивость внешним воздействиям.
Более того, маркетинговая деятельность позволяет сформировать у персонала именно маркетинговое представление в восприятии работы и взаимодействия с клиентами. Формируется представление о том:
- какой продукт мы производим и продаем и в чем его выгоды,
- какова роль правильной презентации продукта,
- какова ценность вклада персонала в создание ценности предложения компании,
- как сделать персонал наиболее эффективным при взаимодействии с клиентом,
- как выявить потребности клиента,
- как выявить потребности персонала,
- как сделать персонал компании конкурентоспособным,
- как повысить инновационную активность персонала.
Важным аспектом всех вышеуказанных направлений маркетинговой деятельности в кадровом менеджменте является обучение персонала. Оно пронизывает все направления работы с кадрами, особенно если это категории работников, создающие продукт или взаимодействующие с клиентами и партнерами. Особое внимание уделяется обучению руководящего звена.
Обучение топ-менеджеров на основе моделирования организационных проблем и задач – позволяет объединить теорию и практику, развить логическое и конструктивно-критическое мышление, освоить творческий подход к процессу принятия решений.
Экономическое моделирование также активно применяется в кадровом менеджменте. Обучающие выступают в роли конкурирующих предприятий и на основе одинаковых исходных данных учатся принимать экономически обоснованные решения для различных стадий производственных процессов, в том числе: финансирование, сбыт, кадровая работа.
Количественный учет результатов обучения необходим для подготовки социального баланса предприятия, но он не позволяет оценить эффективность обучения персонала в плане профессиональной подготовки, ее соответствие целям предприятия. С помощью качественных методов оценки результатов повышения квалификации, можно определить эффективность обучения персонала и влияние обучения на технические параметры производства .
Использование результатов кадрового учета в кадровом маркетинге чрезвычайно важно, так как дает возможность правильно планировать ресурсы для проведения маркетингово-ориентированных мероприятий, производить экономическую оценку эффективности реализации маркетинговых программ, в которых участвует персонал компании.
Таким образом, кадровый менеджмент становится более содержательным благодаря применению маркетинговых подходов в управлении, кадровый потенциал предприятия существенно повышается. Также становится более качественным выполнение функций кадрового менеджмента.
1.2 Содержание и особенности маркетинга и маркетингового управления в кадровом менеджменте
На каждом этапе жизненного цикла кадровая служба должна предпринимать особый спектр управленческих мероприятий, соответствующих текущей ситуации и стратегии развития компании в целом.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами: Учебник / М. Амстронг. - Издательство «Питер», 2016. - 824 с.
2. Горбунова М.Ю. Кадровый менеджмент и психология управления. М.: Владос, 2016., С.61
3. Жданкин, Н.А. Инновационный менеджмент: учебник / Н.А. Жданкин. - Москва: КНОРУС, 2017. - 316 с.
4. Зарецкий, А.Д. Менеджмент: учебник / А.Д. Зарецкий, Т.Е. Иванова. - М.: КНОРУС, 2016. - 268с.
5. Ижбулатова, О.В. Формирование и реализация кадровой политики организации // Управление персоналом. – 2017. - №1. - С.29-32
6. Крумов А. Дерево кадровых стратегий // Справочник по управлению персоналом. – 2017. - №2. - С.18-20.
7. Крячко К. С. Эффективная мотивация персонала / К. С. Крячко // Экономическая наука и практика: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 65
8. Кушнарева И.В., Бугаева М.В. Повышение эффективности управления персоналом с применением современных методов // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 2-1. – С. 100-107
9. Литвак, Б.Г. Стратегический менеджмент: учебник для бакалавров / Б. Г. Литвак. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 507 с.
10. Мальцева, С.В. Инновационный менеджмент: учебник для академического бакалавриата / под ред. С. В. Мальцевой. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 527 с.
11. Мардас, А.Н. Стратегический менеджмент: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Н. Мардас, О. А. Гуляева, И. Г. Кадиев - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 205 с.
12. Маслова, В.М. Управление персоналом: учебник и практикум для академического бакалавриата / В.М. Маслова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 492 с.
13. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 415 с.
14. Сидоров, М.Н. Стратегический менеджмент: учебник для СПО / М. Н. Сидоров. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 158 с.
15. Степанова, И.П. Инновационный менеджмент/ И.П. Степанова. - Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». - Саратов, 2014. - 124 с.
16. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. - M.: Аспект Пресс, 2015. - 415 с.
17. Тебекин, А.В. Стратегический менеджмент: учебник для прикладного бакалавриата / А.В. Тебекин. - 2-е изд., пер. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 333 с.
18. Финансы: учебник / коллектив авторов; под ред. Е. В. Маркиной. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2014. - 432 с.
19. Фатхутдинов, Р. А. Инновационный менеджмент. Учебник, 4-е изд./ Р.А. Фатхутдинов - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
20. Финансовая отчетность за 2019 год компании УК Кольцовская/ Финасовая отчетность, 2019. – 5с.
21. Федотова М. Персонал как конкурентное преимущество организации // Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом). – 2013. - №5. – С.13
22. Юдин, А.П. Инновационный менеджмент. Учебное пособие/ А.П. Юдин. - ВШТЭ СПбГУПТД. - СПб., 2018. - 129 с.